Почему торговля людьми существует в современном
обществе?
Существует
много факторов и причин, которые способствуют развитию и процветанию торговли
людьми. Трафикинг и миграция – явления, различающиеся между собой, но те
причины, которые заставляют людей мигрировать в другие страны, являются также
причинами торговли людьми. В обоих случаях люди стремятся улучшить условия
жизни в собственной стране или за ее пределами, они находятся в уязвимом
состоянии, при котором легко могут попасть в сети трафикинга.
Почему продолжается процветание
торговли людьми?
|
·
Существует спрос на дешевую рабочую силу и дешевые
услуги.
·
Кажущиеся более широкие возможности для жизни,
желание потенциальных жертв «жить красиво».
|
Что вынуждает людей к миграции?
|
·
Низкий уровень жизни.
·
Безработица.
·
Отсутствие образования.
·
Отсутствие возможностей в нынешних условиях.
·
Дискриминация (по гендерному, расовому признаку, по
состоянию здоровья).
·
Экономическая нестабильность и существование более
богатых стран.
·
Политическая нестабильность, коррупция.
|
Что способствует «развитию
бизнеса»?
|
·
Трафикеры получают большую прибыль при достаточно
малом риске.
·
Осложненный процесс поиска доказательств.
·
Организованная преступность, коррупция.
·
Ограничения в области миграции.
|
Распространению
торговли людьми способствует ряд факторов:
o
Недостаточность знаний о феномене торговли людьми;
o
Низкая правовая культура населения;
o
Недостаточная информированность и легальных каналах
выезда;
o
Незнание рисков при миграции с целью брака и/или
обучения;
o
Иллюзорное восприятие заграницы.
По оценкам
Европола, правоохранительного органа ЕвроСоюза,
на сегодняшний день существует около 3000 – 4000 мафиозных структур и
группировок, в которых состоит не менее 30 000 – 40 000 преступников,
совершающих преступления в различных криминальных сферах, в том числе и в
торговле людьми.
Развитие
трафикинга привело к развитию целой индустрии, куда входят лица, занимающиеся
вербовкой, перевозкой, подделкой документов, хозяева борделей, модельных и
туристических агентств и так далее. Помогает преступникам взяточничество и
отмывание денег.
Кампания "Валерия против торговли людьми"
Валерия выразила готовность бороться с торговлей людьми доступными ей методами и попытаться привлечь к этой и другим острым проблемам внимание людей.
«Я вообще против того, чтобы людей эксплуатировали, в общем понимании. Использовали их труд, платили очень мало или ничего не платили, нарушали их человеческие права», - сказала Валерия журналистам.По словам певицы, которая в течение долгого времени подвергалась побоям со стороны бывшего мужа, она прекрасно понимает, о чем говорят пострадавшие люди.
«Я не могу рассказать всего, но понимаю их, потому что знаю, что это такое, потому что страдала, возможно, не меньше этих девочек, которых держали взаперти и эксплуатировали всяческими способами», - сказала Валерия.
по материалам портала MobusNews
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое...
Из опыта Школы интенсивного обучения и молодежной инициативы "Лидер" при учреждении образования "Гомельский государственный колледж железнодорожного транспорта Белорусской железной дороги"
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Законодательные акты по заключению брака за рубежом
¨
Кодекс Республики
Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З.
¨
Постановление
Совета Министров Республики Беларусь « Об утверждении положения о
лицензировании деятельности, связанной со сбором и распространением информации
о физических лицах с целью их знакомства» от 2.05.2005 г. № 449 с изм. от
18.01.2006.
¨
Постановление
Совета Министров Республики Беларусь «О
порядке организации работы с гражданами в государственных органах,
регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных
документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение» от 14
декабря 2005 г. № 1454.
¨
Постановление Министерства
юстиции и Министерства иностранных дел «О
взаимодействии Министерства юстиции Республики Беларусь и Министерства
иностранных дел Республики Беларусь при осуществлении методического руководства
регистрацией актов гражданского состояния консульскими учреждениями, а также
дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения
ими консульских функций» от 28 августа 2006 г. № 46/9.
¨
Декрет
Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по противодействию торговле
людьми» № 3, от 09.03.2005.
¨
Декрет Президента
Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты
Президента Республики Беларусь по вопросам противодействия торговле людьми» от
22.11.2005 № 15.
Правила безопасного выезда за границу с целью знакомства/замужества
1.
Согласно
законодательству, под деятельностью брачных агентств понимается деятельность
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленная на создание и
использование банка данных о физических лицах с целью их знакомства, а также
содействие в знакомстве и (или) встрече физических лиц, а также распространением такого рода информации о физических
лицах в сети Интернет и по телефону.
2. Белорусские брачные агентства должны иметь специальное разрешение (лицензию) на
деятельность, связанную со сбором и распространением информации о физических
лицах с целью их знакомства, выдаваемое Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики
Беларусь. По состоянию на 20.01.2006 десять агентств знакомств получило
такую лицензию. Получить информацию о наличии у агентства специальной лицензии
можно по телефону (8 017) 218 52 64 или уточнить на сайте МВД РБ www.mvd.gov.by
3. С агентством следует заключить договор об оказании
посреднических услуг по содействию в знакомстве, в котором будут четко
обозначены права и обязанности агентства и клиента.
4. Брачное агентство или агентство знакомств обязано
предоставлять в органы МВД данные о физических лицах, выехавших с целью
знакомства за границу, а также представлять
информацию о невозвращении физического лица из-за границы в течение десяти дней
со дня предполагаемой даты его возвращения в Республику Беларусь.
5. Брак может быть заключен как на территории Беларуси,
так и за рубежом.
6. Для заключения брака на территории Беларуси,
иностранному гражданину необходимо предоставить следующие документы в ЗАГС:
¨ национальный паспорт, зарегистрированный в органах
внутренних дел, переведенный и нотариально заверенный.
¨ справку, выданную компетентным государственным органом
или консульством государства, подтверждающую, что он в браке не состоит либо
что брак прекращен, переведенную и легализованную.
¨ при необходимости разрешение на брак от компетентного органа государства, гражданином
которого является иностранный гражданин.
7. После заключения брака, на свидетельство о браке
следует проставить апостиль в Консульско-правовом отделе МИД РБ и перевести его
на язык страны жительства супруга.
8. Законодательство иностранных государств относительно
документов для заключения брака на их территории разнится – его необходимо
уточнять в каждом конкретном случае.
9. В паспорте выезжающего за рубеж с целью заключения
брака должна стоять виза невесты, виза на воссоединение семьи, или иная другая
предусмотренная миграционным законодательством страны въезда (возможно,
гостевая виза). Разобраться с типом визы Вам поможет сотрудник посольства той
страны, куда направляется гражданин.
10. Фиктивный брак в
большинстве иностранных государств – это преступление. Если полиция докажет
это, Вас депортируют.
11. Гражданину,
желающему заключить брак с иностранцем, желательно по возможности получить
больше информации о будущем супруге. Следует обратить внимание, имеет ли он постоянную работу; был
ли он в браке раньше и сколько раз; расторгнут ли его предыдущий брак официально (развод и раздельное
проживание – это разные вещи).
12. Следует уточнить
брачное законодательство той страны, куда едет гражданин, в том числе о правах
совместных детей и правах при разводе.
13. Если клиент едет
с целью знакомства, а не с целью регистрации брака, то он не имеет право
работать (кроме случаев, если у него имеется рабочая виза).
Из опыта работы Брестской областной организации
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тренинг « Как попадают в рабство: истории из жизни…»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тренинг « Только кажется, что торговля людьми – миф»
Из опыта работы Брестской областной организации
Белорусского Общества Красного Креста
Цель тренинга: актуализация проблемы торговли людьми и ознакомление учащихся с основными признаками этого явления, выработка правил безопасного выезда и пребывания за границей.
Время проведения: 60 минут.
Возраст участников: от 15 лет и старше.
Оптимальное количество участников: 20-25 человек.
Необходимые материалы: бланки к тесту «Торговля людьми: миф или реальность?» (по кол-ву учащихся), листы бумаги, цветные маркеры, ватман с портретами людей (для игры « Угадай, кто это: торговец или жертва?», памятки «Правила безопасного выезда и пребывания за границей» (по кол-ву учащихся).
Размещение участников: класс необходимо разделить на 3 подгруппы, каждая подгруппа располагается за отдельным столом (дети сидят по кругу).
Ход работы.
1. Приветствие. Введение учащихся в тему занятия. Показ актуальности проблемы.
Упражнение «Знакомство»: каждой команде предлагается придумать себе название, написать его на листе, выбрать капитана команды (5 мин.). Затем капитаны поочерёдно представляют свои команды и обосновывают своё название.
2. Проведение с учащимися мини-теста «Торговля людьми: миф или реальность?» (10 мин.) с целью выявления первичных представлений учащихся по проблеме. Ребятам раздаются бланки, зачитываются утверждения, а они должны в бланке отметить, миф это или реальность
Утверждение
|
Миф
|
Реальность
|
Торговля людьми является острой проблемой нашего общества.
|
+
| |
Проданные лица осознают то, что с ними может произойти.
|
+
| |
Торговля людьми - это проблема других и не касается Республики Беларусь.
|
+
| |
Зная способы вербовки, можно отличить фальшивое предложение от настоящего.
|
+
| |
Проданные лица смогли заработать деньги.
|
+
| |
Торговля женщинами и проституция являются тождественными понятиями.
|
+
| |
Торговля женщинами является грубым нарушением прав человека.
|
+
| |
Торговля женщинами отрицательно отражается на здоровье, семье, личности и даже опасна для жизни.
|
+
| |
Торговля женщинами является феноменом, который невозможно предотвратить.
|
+
|
После проведения теста ведущий называет правильные ответы, а ребята сами себя проверяют. Таким образом, мы выявляем уровень осведомлённости каждой команды по проблеме.
3. Информационный блок «Торговля людьми – это…». Каждой команде предлагается обсудить в течение 3-5 мин. следующие вопросы:
- Что такое торговля людьми?
- Актуальна ли проблема торговли людьми для Беларуси?
- Какие бывают виды эксплуатации?
- В какие страны чаще всего вывозят женщин?
- Какие способы вербовки используют торговцы людьми?
Затем ведущий беседует с представителями команд по данным вопросам, сообщает детям некоторую информацию по проблеме торговли людьми, знакомит их с основным признаками этого явления.
4. Игра « Угадай, кто это: торговец или жертва?»(10 мин). Перед проведением игры тренер задаёт командам вопрос:
- Можно ли узнать по внешности торговца людьми и потенциальную жертву? (ребята высказывают свои мнения)
Затем ведущий предлагает ребятам поиграть в игру, показывает им ватман с портретами разных людей и предлагает определить по внешности, кто из них торговец людьми, а кто – жертва (ученики записывают на листе номера портретов). Затем ведущий обсуждает с детьми их выборы, просит обосновать их. В конце игры подводится неожиданный итог: «На самом деле здесь нет ни торговца людьми, ни жертв. Это обычные люди. А суть игры такова: внешность обманчива!».
5. Дискуссия с учащимися на тему «Торговля людьми в Беларуси: миф или реальность?» (10 мин.)
6. Знакомство детей с правилами безопасного выезда и пребывания за границей (10 мин). Раздаём каждому участнику тренинга памятки.
Правила безопасного выезда и пребывания за границей.
1. Работа должна быть легальной.
2. Фирма-посредник должна иметь лицензию на трудоустройство
3. В паспорте должна быть рабочая виза.
4. Контракт должен быть составлен в доходчивой форме, в нем не должно быть непонятных или двусмысленных пунктов.
5. Нужно знать точный адрес будущей работы (оставить его родным и друзьям), а также данные лиц или фирмы, которые вас трудоустраивали.
6. Родные должны знать, куда вы едете.
7. Билеты должны быть в обе стороны (обратный с открытой датой).
8. Нельзя никому отдавать свой паспорт.
9. Нужно сделать ксерокопии всех важных документов: паспорта, визы, контракта и др.
- Оставьте родным свою последнюю фотографию.
- Договоритесь с родными об условной фразе, которая даст им понять, что с вами что-то случилось.
- Поддерживайте постоянную связь с домом.
13. Узнайте телефон белорусского посольства в той стране, куда вы едете, и телефоны служб, которые могут оказать помощь. Если что-то случится с паспортом, нужно обращаться в дипломатическое представительство своей страны.
- Возьмите с собой разговорник или словарь.
7. Рефлексия в форме незаконченных предложений (7- 10 мин.):
- Сегодня на тренинге я узнал…
- Мне сегодня понравилось…
- Меня удивило то, что…
- Мне было сложно…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тренинг « Как попадают в рабство: истории из жизни…»
Из опыта работы Брестской областной организации
Белорусского Общества Красного Креста
Цель тренинга: актуализация проблемы торговли людьми, закрепление представлений учащихся о методах вербовки, о правилах безопасного выезда и пребывания за рубежом.
Время проведения: 45 минут.
Возраст участников: от 15 лет и старше.
Оптимальное количество участников: 20-25 человек
Необходимые материалы: 3 карточки с проблемными ситуациями, карточки с незаконченными предложениями по проблеме торговли людьми, 3 таблицы «Методы вербовки», листы бумаги, ручки, коробочка.
Размещение участников: класс необходимо разделить на 3 подгруппы, каждая подгруппа располагается за отдельным столом (дети сидят по кругу)
Ход работы.
1. Приветствие. Знакомство. Введение учащихся в тему занятия(5 мин).
2. Упражнение-разминка «Закончи предложение» (10 мин.). Представители от каждой команды вытягивают по 2 карточки с незаконченными предложениями, обсуждают в команде и заканчивают предложения (варианты записывают на листах):
- Торговля людьми – это…
- Жертвами торговли людьми чаще всего становятся…
- Женщины хотят уехать за границу, потому что…
- Предлагая работу за границей, траффикёры…
- Люди попадаются на уловки торговцев людьми, так как…
- Основные методы вербовки людей – это…
Затем каждая команда зачитывает варианты, которые у них получились. Проводится обсуждение. Тренер проводит с учащимися краткий диалог по проблеме с целью закрепления полученной ранее информации.
3. Интерактивная игра « Проблемные ситуации» (20 мин.).
Каждой команде раздаётся проблемная ситуация. Участники читают её в теч. 5-7 мин., обсуждают и отвечают на следующие вопросы:
- Является ли, по вашему мнению, случай, описанный в истории, случаем торговли людьми? Почему? Если это случай торговли людьми, то ответьте на следующие вопросы:
§ Какие методы вербовки использовались торговцами людьми?
§ Какие способы принуждения использовались преступниками?
§ В чем заключалась эксплуатация людей?
Каждая подгруппа представляет результаты своей работы, заполнив следующую таблицу:
Метод вербовки
|
Способы принуждения
|
Формы эксплуатации
|
Прежде, чем представлять свою таблицу, представителям от каждой команды предлагаем обыграть ситуацию по ролям, особенно «проиграть» методы вербовки. Другие команды отгадывают, какой метод вербовки они показали. Затем команда зачитывает свой вариант.
В конце игры тренер подводит итог:
-Понравилась ли вам игра?
- Легко ли было анализировать ситуации?
- А обыгрывать по ролям?
- Что нового вы сегодня узнали в процессе игры?
Проблемные ситуации.
История Светланы, 23 года.
С детства Светлана мечтала стать моделью и уехать за границу. Однажды в Интернете она прочитала объявление о кастинге фотомоделей для работы в Италии. И она прошла. Ей предложили подписать контракт на 1 год, правда на непонятном ей итальянском языке, обещали оплатить дорогу и проживание. Ей обещали, что она будет зарабатывать 1500 евро в месяц. Она согласилась. Когда она приехала в Италию, всё оказалось по- другому. У неё отобрали паспорт и телефон, завезли в частный дом, якобы для фотосессии. Там было ещё много девушек. Им было запрещено куда-либо выходить, повсюду была охрана. Их заставляли сниматься в порнофильмах, обслуживать клиентов. Тех, кто отказывался – жестоко избивали, тушили о тело сигареты, запугивали. Многие пропадали… Через год Светлане помог спастись клиент.
История Татьяны, 22 года.
Татьяна знала Наташу с детства, они учились в параллельных классах. После окончания школы они долго не виделись, но однажды встретились на дискотеке. Наташа выглядела хорошо, сказала, что у неё есть друг в Греции – владелец сети ресторанов и что ему на работу требуются официанты. Наташа предложила Татьяне поехать вместе с ней к её другу поработать и заработать неплохую сумму денег. Девушка согласилась… Наташа помогла оформить визу и купить билеты. На вокзале в Греции их встретили двое мужчин и завезли на машине в соседний город. Они приехали в какой-то бар, после чего Наташа исчезла. Татьяне сказали, что она должна отработать 3 месяца, чтобы вернуть потраченные на неё деньги. Деньги и паспорт у неё забрали, зарплату не выплачивали. За ней и ещё двумя девушками наблюдала женщина, за непослушание их жестоко избивали, оставляли без еды…
История Вадима, 20 лет. Вадим после окончания колледжа не смог себе найти работу. Однажды в городе на остановке он увидел объявление о наборе разнорабочих в Россию. Позвонив по указанному телефону, молодой человек был приятно удивлен, что иму не нужно оплачивать дорогу, не нужно никаких документов оформлять, не требуется опыта работы, и обещанная зарплата будет втрое превышать их заработок в Беларуси. Когда Вадим приехал в Москву, его завезли на закрытую стройку, забрали документы, телефоны. Охрана не разрешала ему покидать территорию. Парню приходилось трудиться по 12-14ч. в сутки, скудно питаясь и живя в сырых бараках. Через 4 месяца он уже физически не мог нормально работать, после чего его вывезли на сельскую дорогу и выбросили без документов и денег.
4. Закрепление правил безопасного выезда и пребывания за границей, беседа с учащимися (7-10 мин.).
5. Подведение итогов тренинга, упражнение «Чемодан» (5-7 мин): каждому участнику команды тренер предлагает «собрать чемодан» в дорогу (в него надо положить то, что обязательно должен иметь каждый, кто отправляется за границу). Учащиеся записывают ответы на листочках и опускают их в коробочку.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий